Центр проблем развития образования

Белорусского государственного университета

www.charko.narod.ru

 

Альманах № 3 «Психологическое образование: контексты развития»

 

 

Предисловие

 

Книги как и люди имеют свою историю. Не исключение и этот сборник. Его истоки обнаруживают себя в теперь уже далеком декабре 1997 года. Тогда, на одной из многочисленных секций конференции "БГУ: университетское образование в условиях смены образовательных парадигм", случай свел нескольких человек. Вскоре выяснилось, что все они не только причастны по-разному к университетскому психологическому образованию, но и причастны особым, близким образом. Эта близость первоначально ощущалась как "нетаковость" сложившегося положения в учебных делах и обстоятельствах. Тем, кто не раз участвовал в подобного рода событиях, наверное, хорошо известен традиционный сценарий их развития. Завсегдатаи метко окрестили их характер как "поплакаться-друг-другу-в-жилетку". Однако на этот раз так не случилось. Более того, результатом двухдневных дискуссий стало возникновение инициативной группы, целью которой стала разработка образовательного проекта под девизом: "Образование, которое мы не получили" и появление текста-манифеста "Образование психологов в современном социокультурном контексте". (Он публикуется в приложении к данному альманаху в своей первоначальной редакции.) Как и всякий манифест он был выполнен в жанре "вызов-ответ" и прокламировал необходимость смены единицы содержания психологического образования. В качестве таковой единицы предлагался учебный предмет "практика", выражающий как существующие прецеденты отношений исторических психологических субъектов к окружающей их действительности, так и предлагающий иные варианты профессионального самоопределения будущих профессионалов в их актуальных обстоятельствах.

На базе этой идеи в Центре проблем развития образования БГУ уже в январе 1998 года начал работу постоянный проектно-разработческий семинар с задачей моделирования учебного предмета "практика"  как единицы психологического университетского образования. Этот семинар поначалу строился как массовое интеллектуальное движение, что означало его открытость для всех интересующихся проблемами психологического знания и образования. Однако, после нескольких месяцев интенсивной работы члены инициативной группы пришли к выводу о необходимости разделения всех участников на две группы: "производство" и "клуб" (Неупорядоченное движение в массовом семинаре вступило в противоречие с задачами образовательного проектирования, что и вызвало изменение организационной формы взаимодействия). В "производстве" узким кругом лиц стали выполняться перспективные проектно-моделирующие работы, результаты которых впоследствии "выбрасывались" для их обсуждения и первичной экспертизы в "клуб". "Клуб" же, в свою очередь, стал выполнять роль горизонтного поиска, ассимиляции не только "производственной" информации, но и всех иных "импульсов среды," способных расширить (ограничить) разработческие контексты.

Весной 1997 года произошло событие, существенно повлиявшее на авторское самоопределение инициативной группы. Речь идет об участии разработчиков проекта в Первой всероссийской научно-методической конференции "Развивающаяся психология - основа гуманизации образования". Именно в ходе ее произошло окончательное крушение иллюзий о том, что где-то найдены решения проблем психологического образования и окончательно утвердилась вера в свои собственные возможности.(Анализ событийности Московской конференции дан отдельной статьей в приложении к альманаху).

В итоге годовых исследовательских усилий возникло два корпуса текстов: концептуально-проектные разработки и проблемно-поисковые статьи и доклады. Данный сборник и представляет собой вторую группу материалов -- специально отобранные и обработанные для публикации доклады участников "клубных" обсуждений, прежде всего, членов инициативной группы - авторов проекта психологического образования: Забирко А.А., Корбута А.М., Красновой Т.И., Краснова Ю.Э., Полонникова А.А. Эти тексты являются, по существу, индивидуальными программами работ в рамках общего проекта, зонами добровольной ответственности и личного интереса. Вполне понятно в этой связи, что, поскольку речь в них идет не о ставшем, а о становящемся, то данные работы содержат много проблемных мест, точек синкретических смыслообразований, фиксация и последующая разработка которых как раз и входит в авторский замысел. Такова первая группа публикуемых текстов, составивших данный сборник.

Вторая группа - это статьи и доклады тех людей, чьи идеи разработчики считают основополагающими для своих исследований и чье движение рассматривается авторами проекта психологического образования в качестве реперных точек, по отношению к которым прочерчивается лоция проекта. Речь идет о статьях Алексеева Н.Г., Розина В.М., Слободчикова В.И., Слепович Е.С., Сосланда А.И.

И, наконец, третья группа публикаций принадлежит авторам, которые не находятся в "поле влияния" проекта. Это значит, что эти статьи написаны в собственном идеологическом пространстве, ориентированы на имплицитные образы психологического профессионализма, однако диалог с ними, считают разработчики концепции психологического образования, важен с точки зрения самообнаружения и корректировки проектного замысла. Собственно, свое только и возможно как реализация отношения к чужому. В данную группу вошли работы Долинской Л.И., Кремера Е.З., Харина С.С., Вильтовской Я.И.

В целом, сборник по своему характеру диалогичен, причем, этот диалог имеет две модальности: внешнюю (межпроектный диалог) и внутреннюю (диалог авторов проекта между собой). Причем, и это важно отметить в предисловии, внутренний диалог не всегда носит характер унисона. Очень часто в нем обнаруживаются диссонансы, содержательные и «онтологические» разрывы, словом, альтернативные тенденции. Авторы проекта психологического образования не стремились к их исключению, но и не ставили своей целью "выпячивание" этих несовпадений, принимая для себя как очевидность формулу "единомышленники это не те, кто думает одинаково, а те, кто думает об одном".

Разработчики проекта психологического образования, а он в настоящее время обозначает себя под названием "Практика как единица содержания психологического образования", рассчитывают, что одним из результатов публикации отобранных текстов будет повышение качества дискуссии о состоянии и перспективах психологического университетского образования среди тех, для кого такого рода обсуждения значимы.

 

Полонников Александр Андреевич,  кандидат психологических наук, заместитель директора Центра проблем развития образования БГУ.



Назад




Hosted by uCoz